О пропаганде

Почему Россия проигрывает в информационной войне? Если вы ждете простого ответа, это не ко мне.
Валерий Пантелеев
23:53 05.01.2015
38 11493
Читайте KP40.RU:

Начнем в жанре фантастики

Представьте, что Земля плоская, а вы живете в огромном небоскребе, на стотысячном этаже. В вашей квартире вместо окон вставлены экраны, которые выхватывают то один, то другой кусок внешнего мира и показывают его в многократно увеличенном виде.

Вы прекрасно понимаете, что это не прозрачное стекло, а экран. Вы осознаете, что там могут показывать вообще все что угодно. Но где-то на уровне подсознания вы все равно верите, что вот то, что на экране, это и там, за пределами квартиры.

Почему так происходит? Ну, во-первых, экраны действительно показывают то, что происходит на самом деле. Если где-то наводнение – вы видите именно наводнение, если где-то пожар – вы видите именно пожар.

Но все равно экраны лгут. Виной всему - agenda setting.

Agenda setting

Переводится это как «формирование повестки дня» СМИ. Поясним конкретнее, оно того стоит.

Мы не берем тяжелые случаи, когда в тоталитарных режимах перекрываются все альтернативные источники информации, а СМИ под видом новостей транслируют собственные фантазии.

В самом распространенном случае СМИ искажают действительность… правдивым освещением событий. Делают они это через эту самую адженду. Ее суть в том, что ежедневно в мире происходят тысячи и миллионы событий, но в программы новостей из них попадают только десяток-полтора.

Таким образом, СМИ по своему произволу регулируют важность тех или иных событий. Из мухи делают слона – ага, а из слона – муху легко.

И самое хитрое тут то, что формируется эта повестка дня не как Бог на душу положит, а исходя из конкретной редакционной политики СМИ.

Глобализация, ети

Эта самая адженда из предыдущего раздела формируется далеко не всеми подряд. Кто первый производит отбор и задает первую интерпретацию – тот и молодец. А это вовсе не телеканалы и газеты, а информационные агентства.

Чем мощнее собственные информационные агентства, тем крепче информационный суверенитет государства. В России с этим более-менее все в порядке, но и ей не удается полностью избежать глобальной тенденции.

А глобализация в сфере СМИ привела к тому, что региональным и даже многим общегосударственным СМИ дешевле и проще не добывать информацию самостоятельно, а покупать уже готовую в «информационных супермаркетах» - глобальных информационных агентствах. Пересчитать оные можно на пальцах одной руки. И все они (кто бы мог подумать?) принадлежат США и Великобритании.

Естественно, редакторы этих информационных монстров и решают: что интересно зрителям во всем мире, а что нет. А их покупатели уже выбирают из того что есть. И когда первичная интерпретация задана, последующие информационные игроки могут только оправдываться. С предсказуемым результатом, ага.

Естественно, всего нескольким глобальным игрокам (mainstream media, есличо) очень легко договориться между собой чтобы «дудеть в одну дуду». И тогда они получают главный приз…

Внимание, приз!

Монополия на определения повестки дня СМИ и первичную интерпретацию  информации привела к тому, что конгломерат информационных агентств стал не просто искажать действительность, а получил возможность создать полностью автономную модель окружающей действительности.

Под любую, даже самую абсурдную модель, можно регулярно подбирать самые правдивые факты из бесконечного множества мировых событий. А право на первичную интерпретацию надежно цементирует эту модель.

При этом неважно, насколько эта модель (ее еще называют информационным полем) будет отличаться от реального мира. К ней предъявляются другие требования.

Грубо говоря, их два. Первое – чтобы виртуальный мир, создаваемый СМИ, был внутренне непротиворечив. Друзья «плохих парней» (bad guys) должны тоже быть плохими, а друзья хороших парней (good guys) – хорошими. А мерой их взаимоотношений является новая религия глобализированного мира – демократия.

Второе требование – ситуации должны быть простыми, а решения понятными человеку с IQ не выше 70. Никаких полутонов и нюансов: четкая картина «где наши, где немцы».

Таким образом, мы живем как бы в двух мирах. В одном мы видим обои в своей спальне, унылый уличный пейзаж, один и тот же офис. В другом – весь огромный мир, который мы видим через глаз объектива.

А тот, кто формирует этот виртуальный мир, тот и формирует поведенческие мотивации, то есть само поведение. А управление поведением еще называется власть. Казалось бы, такая большая и сильная страна как Россия может взять это все на вооружение. Но тут появляется Главное препятствие.

Главное препятствие

Принципиально важный момент: эти два мира (реальный и виртуальный, медийный) – они не пересекаются! Виртуальный мир не является искаженным отражением реального, он имеет принципиально иную природу. Образно говоря, это не кривое зеркало, а телевизор.

Соответственно, невозможно повлиять на виртуальный мир, меняя мир реальный.

Вот эта простая мысль почему-то упорно не доходит до наших власть предержащих. Они упорно наступают на одни и те же грабли, раз за разом пытаясь изменить медиаосвещение в мировых СМИ какими-то действиями в реальном мире. И, наоборот, панически боясь каких-то действий из-за негативной реакции зарубежных СМИ.

Скажем совсем уже по-простому. Пусть завтра Россия уничтожит все свои вооружения и распустит армию до последнего солдата. Если надо будет сделать из нее агрессора – сделают и в этом случае. И все европейцы будут дрожать от страха, при том, что армии не будет вообще.

Если нужно будет убедить «мировую общественность» (о медийных симулякрах нам еще предстоит рассказать) в том, что в Калужской области живут инопланетяне – хоть лопни, все будут уверены, что это так и есть.

Я не знаю, почему так происходит. Тут скрыта какая-то загадка. Но факт остается фактом: в этом вопросе власти принципиально необучаемы.

Горький хлеб аналитика

Но, к сожалению, мы не можем обойтись совсем без новостей. Это заложено в базовый инстинкт самосохранения: чтобы выжить, нашим пращурам нужно было хорошо представлять, что происходит вокруг них.

Но пользоваться СМИ с пользой для себя, а не для хозяев СМИ могут только профессиональные аналитики. Как они это делают?

Они собирают факты прошлого и настоящего и на их основании выявляют векторы развития ситуации, называемые тенденциями. При этом нужно четко отделять тенденции от флуктуаций - «микротенденций», которые возникают в силу случайных причин и быстро иссякают.

Потом эти тенденции они экстраполируют на будущее – просто продлевают векторы вперед. И затем смотрят, как они будут между собой взаимодействовать.

Очень сложно не упустить все имеющиеся тенденции: ошибки в прогнозах часто и происходят потому, что из виду упускается какая-то малозначительная на первый взгляд тенденция, которая в будущем неожиданно играет ключевую роль.

Тут обычно любят рассуждать о бабочке, которая вызвала ураган, или по-научному – точках бифуркации, но я не буду утомлять читателя этой красивой демагогией.

Но мало выявить все тенденции, надо еще определить ВЕС этих тенденций. Этот самый вес определяется по совокупности связей между явлениями во всей их многоуровневости и сложности.

Для этого, соответственно, нужна масса дополнительной информации. В современном мире, если речь идет о каких-то крупных вещах, нет секретов. Все факты известны. Их может найти любой. Но их очень много, и далеко не каждый может оценить их настоящий вес.

И вот тут для аналитика важно абстрагироваться от того, что волнует общество и самостоятельно выстроить иерархию важности событий. Это особенно сложно, потому что, как мы писали выше, в СМИ связи между событиями примитивны, либо отсутствуют вовсе.

К примеру, казалось бы, какая связь между Панамским каналом и Евромайданом? Вся информация на виду, но если о причине было несколько скромных заметок на малопосещаемых сайтах, то о вторичном следствии писали и пишут десятки тонн «словесной руды».

У меня на сегодня все.

 

 

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
Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Всего: 38 комментариев
Чтобы оставлять комментарии — авторизуйтесь
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
Партнёрские новости
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
Опрос
Калужане снова проголосовали за благоустройство набережной Яченского водохранилища по проекту "Комфортная городская среда". Ваше мнение?
ТОП народных новостей
За месяц
Хотите быть услышанным и обсудить тему со всеми жителями? Присылайте её сюда
Прислать новость
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
ТОП тегов
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