О тексте и дураках

Опубликовано: 07.01.2016 18:51 5 18000
О тексте и дураках

Текст

С точки зрения языкознания текст – это теоретически самая большая языковая единица. Орфографически он никак не обособляется и связан воедино только смысловыми связями.

Чем больше текст, тем больше в нём таких связей, тем эти связи сложнее и  тоньше. Вот, к примеру, любое законченное литературное произведение есть текст. Роман Льва Толстого «Война и мир» состоит из 477 тысяч слов. Это сделано не просто так. В этом информационном объёме граф передал такие тонкие смыслы, которые в меньшем объёме просто невозможно передать. И писал он, заметьте, не для себя, а для читателей, которые эти смыслы легко понимали.

В XX веке на смену большому роману пришла повесть. Её стандартный размер колебался вокруг 100 тысяч слов. Упростилось мышление писателя – упростилось мышление читателя. Если исходить из того правила, что спрос рождает предложение, то получается, что за 100 лет среднестатистический читатель стал тупее в 4-5 раз.

А потом пришла эпоха интернета. Нет, не в 1995 году, когда появились первые вебсайты. Тогда это была только технология передачи данных. Эпоха интернета как самостоятельного культурного феномена пришла с изобретением социальных сетей.

Новостная лента

Ведущее современное СМИ – лента соцсети. Сообщения в ленте частично отфильтрованы в ручном режиме, частично появляются случайным образом. Но главное – между ними нет никакой взаимосвязи, поэтому сама лента как таковая текстом не является. Тексты в ней – это сообщения размером в десятки слов, картинок, фотографий, коротких видеофрагментов.

Чем меньше текст, тем меньше в нём смысла, а значит, тем легче он воспринимается. Создатели Твиттера очень хорошо это понимают, поэтому даже ввели принципиальное ограничение на количество знаков. Твит может быть не более 140 символов или около 20 слов.

Повторяю: такое ограничение имеет чёткое математическое и психологическое обоснование – умных людей всегда меньше, чем глупых, и чем на более тупую аудиторию ориентируется СМИ, тем оно априори успешнее.

Отступление: телевидение

Позволю себе немного уйти в сторону. Практически всё время рядом с текстовой культурой развивался его нетекстовый двойник. Он был необходим для тех, кому конструировать визуальные образы из слов и предложений было либо невозможно в силу безграмотности, либо просто тяжело из-за особенностей мышления.

Сначала это был театр, который впоследствии был вытеснен телевидением. Это те средства, которые годятся для людей, у которых предметно-образное мышление превалирует над абстрактно-логическим.

Отсюда следует один очень важный момент: в основной своей массе люди не перешли от телевидения к интернету. Произошло расслоение на «людей телевидения» и «людей интернета». При этом эволюция «людей телевидения» шла от театралов, а «люди интернета» произошли от книжников.

Это косвенно подтверждается тем, к примеру, что мультимедийные возможности интернета, несмотря на техническую доступность, так и не заняли в сети доминирующего положения.

 

Последствия

Ну, вы уже поняли, что статистическое сокращение текста – это свидетельство нашей интеллектуальной деградации. Но кроме этого у него есть другое культурное следствие.

Преимущество короткого текста в большем комфорте восприятия: чем меньше текст, тем меньше времени и умственных усилий тратится на его восприятие. Но за это приходится платить чудовищную цену.

Это не только оглупление, но и потеря взаимопонимания между людьми. Кроткий текст оставляет за рамками большую часть смыслового ядра, которое каждый человек вынужден конструировать самостоятельно. В результате каждый читает свой собственный текст. Даже смысл простых слов воспринимается двумя людьми по-разному, что же говорить о предложениях и статьях.

Если, к примеру, двое прочитали «Войну и мир», они поняли её более-менее одинаково. Но если двое прочитали статус в Фейсбуке или вот эту статью – каждый из вас прочитал своё, в зависимости от того, что он самостоятельно додумал, чтобы получить завершённое представление.

Такой способ получения информации формирует принципиально новый тип мышления, когда значительные куски информации заполняются искусственным внутренним наполнителем. В результате  мировоззрение человека зацикливается на самом себе вне зависимости от входящего трафика. В народе это ещё называется "на своей волне". 

Опубликовано: 07.01.2016 18:51 5 18000
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter
загрузка комментариев